Roberto Saracco, президент и генеральный директор Европейского института инноваций и технологий (EIT) Италии, объясняет, как «Интернет вещей» (IoT) уже стал частью нашей жизни. Интервью взято посредством e-mail.
Q: Скажите, действительно ли IoT уже стал частью нашей жизни, или мы только в начале этой революции?
A: IoT уже здесь. Возьмем, к примеру, спутники, которые соединяют данные и устройства, это в действительности и делает возможным наличие «Интернета вещей» в нашей жизни. Или, например, ключи от машины, связанные с системами автомобиля: например, BMW автомобили используют ключи, чтобы хранить информацию, необходимую для технического обслуживания автомобиля. Революция IoT только начинается. Большая часть этой сети будет незаметной для нас, таким образом, в некотором смысле, это не будет выглядеть как революция, скорее как плавный переход в следующей главе развития.
Q: В будущем все ли устройства будут подключены к этой сети? И будет ли само подключением в том виде, который знаком нам сейчас?
A: Да, все будет связано. Но подключение не обязательно будет в том виде, который мы обычно подразумеваем сейчас. Рассмотрим, например, ключи BMW, о которых я говорил ранее, – подключение к сети происходит не в обычном для нас виде. Ключ производит радиочастотное соединение, только когда находится в непосредственной близости от автомобиля. Затем данные, хранящиеся в ключе, передаются в сервисный центр владельцем, когда они принимают автомобиль для технического осмотра – специалист сервиса передает данные с ключа на свой компьютер, который затем передается в мировой центр BMW с помощью сети Интернет. Мы будем иметь не множество отдельных коммуникаций (с отельными пользователями), а одну огромную инфраструктуру с множеством пользователей (зачастую неизвестных).
Q: Как устройства смогут вести в этой сети конструктивный диалог? Есть ли уже примеры успешных коммуникаций подобного рода?
A: В предыдущем пункте был приведен пример с ключом автомобиля BMW. Существует, конечно, и много других примеров. Мой Ipad, например, связан через Bluetooth с моим PowerBook, а оба устройства связаны с AppleTV. Ну и наконец телевизоры, связанные со спутником через специальный ресивер. Данные о моих интересах и покупательских привычках направляются рекламодателям (всякий раз, когда я что-то оплачиваю своей кредитной картой, о чем, кстати, моментально уведомляется банк). В то же время все мои устройства легко синхронизировать, чтобы я мог слушать песни из любого места, на любом устройстве. Мои друзья также могут быть также в курсе многих аспектов моей жизни благодаря Facebook и его автоматическим обновлениям. Все это коммуникационные сети.
Q: Должны ли будут все подключаемые устройства соответствовать определенному стандарту? Или там будет несколько экосистем, в каждой из которых будут разработаны свои стандарты?
A: Определенно нет. В примерах, которые я дал, связь осуществляется с использованием различных каналов, каждый из которых имеет свои "правила": некоторые собственные и уникальные, некоторые стандартные. Программное обеспечение будет играть роль посредника, который даст возможность различным системам обмениваться информацией друг с другом независимо от их стандартов. Во многих случаях это реализовано уже сегодня.
Q: Разве связанные сетью устройства не будут уязвимы в вопросе безопасности? Полагаю, что большинство людей будет обеспокоено именно вопросом обеспечения безопасности для их устройств и данных?
A: Абсолютно согласен: будет как и сейчас. Это будет непрерывная гонка. Поскольку все больше средств и информации движется в цифровом пространстве, все больше будут предприниматься попытки украсть это богатство, и, как следствие, все больше контрмер будет принято: бесконечный рассказ. Это относится, как к защищенным, так и незащищенным устройствам. Очевидно, что будет легче взломать незащищенное устройство, но, как правило, защищенными являются те устройства, которые содержат больше "богатств", они более лакомый кусок и на них будут совершаться более изощренные атаки.
Q: Как вы думаете, в каком направлении будет следующий шаг развития автомобильных технологий? Каким образом?
A: Как вы видели из примеров, которые я дал, да, автомобильная промышленность постоянно движется вперед. Автомобиль во многом напоминает наш дом. Он имеет личностные особенности и может изучать наши привычки, а затем использовать их, чтобы сделать наше вождение легче. Автомобиль уже имеет много информационных мощностей и во многих случаях, каналов связи (как внутренних, так и внешних). Что он может добавить? Дополнительные коммуникационные возможности, например, для телефонов пассажиров автомобиля. Разработки в вопросе безопасности продвигаются в сторону коммуникаций автомобилей друг с другом и автомобиля с ближайшей инфраструктурой. Эта сеть становится открытой платформой для принятия услуг третьих лиц.