Что беспокоит в «подключенных» автомобилях

Даже если вы еще не осознали этого, «подключенные» автомобили стали реальностью. Благодаря таким системам, как «OnStar», работающей посредством сотовой связи на автомобилях General Motors, или «iOS in the Car» от компании Apple, которая использует свои телефоны для связи с сотовым оператором, слияние концепции Интернета вещей и реально существующего мира началось. Ввиду этого при использовании «подключенных» автомобилей следует учитывать определенные проблемы сохранения секретности, чтобы обеспечить передачу только необходимых данных.

Регистраторы событий: «черные ящики» на «подключенных» автомобилях

Регистраторы событий – это устройства, встроенные в «подключенные» транспортные средства. Они выполняют функции, схожие с «черными ящиками» в самолетах, с тем отличием, что состояние автомобиля записывается лишь на коротком временном промежутке до и после столкновения.

Подобные устройства существуют достаточно давно и впервые появились в 1990 году для передачи производителю диагностической информации, хотя количество размещенных в  машине датчиков с тех пор увеличилось. Со стремительным развитием сотовых технологий применение данного вида связи в регистраторах событий вполне естественно.

Условия их работы еще не полностью прозрачны, и существует ряд вопросов в области секретности. Хотя большинство руководств и требуют от пользователя задать, какие данные будут собираться, можно предвидеть, что многие автовладельцы лишь мельком пролистают руководство и сядут за руль. Таким образом, водитель даже не будет подозревать, что каждый километр в зависимости от модели машины могут накапливаться огромные объемы данных.


Рост обеспокоенности о секретности данных

Здесь возникают два самых существенных вопроса в отношении «подключенных» автомобилей: какую информацию можно почерпнуть из регистраторов событий, и кто может получить к ней доступ?
Ответ на первый вопрос может разниться в зависимости от марки, набора функций и тому подобного, но некоторые общие данные прослеживаются: были ли пристегнуты ремни, сработала ли подушка безопасности, скорость автомобиля, информация от системы торможения, сила удара, угол поворота и другие сухие, объективные данные. Согласно статье с сайта Edmunds, регистраторы событий не способны сообщить, кто был за рулем, в каком месте случилось происшествие или что-либо, что могло бы помочь установить личности водителя или пассажиров – лишь состояние самого транспортного средства.
Датчики дешевеют со временем, позволяя производителю устанавливать их в большем количестве по меньшей цене. С недорогими датчиками производятся и небольшие энергоэффективные сотовые антенны, вроде тех, что использует General Motors для своей системы «OnStar». Изначально такие антенны были созданы, чтобы в случае аварии водитель мог позвонить оператору, который свяжется с экстренными службами. Теперь подобные системы оповещения, известные как eCall, с помощью триангуляции по вышкам сотовой связи и системы GPS передают так же местоположение транспортного средства и его характеристики. Обладая такой информацией, скорая помощь может прибыть на место происшествия гораздо быстрее, чем в тех случаях, когда о своем местоположении со сбившимся дыханием пытается сообщить ошеломленный водитель.

Владельца транспортного средства подобная услуга обычно успокаивает, но со временем он может забеспокоиться – чем система eCall занимается, пока происшествий нет, и можно ли при желании отключить данную услугу. В случае системы «OnStar» ответ уже есть, пусть и вызывающий лишь новые беспокойные вопросы. По версии статьи в Edmunds в течение некоторого времени сообщалось, что даже если покупатель откажется от службы «OnStar», та все равно будет отслеживать данные его машины и даже продавать их сторонним организациям. Лишь под влиянием масштабных протестов со стороны общественности и средств массовой информации от данных планов отказались.

Если система оповещения eCall может считывать данные с транспортных средств, даже в том случае, если никто больше на нее не подписан, то становится возможным ответить и на второй вопрос, хотя ответ одновременно и положительный и отрицательный. Говорят, что самым популярным ответом юристов на подобные вопросы является их старая присказка: «Зависит от обстоятельств». И для данных, собираемых датчиками в современном автомобиле, этот универсальный ответ –  действительно лучший из возможных. Возможность доступа к данной информации меняется в зависимости от штата и органов власти, хотя зачастую она крайне востребована страховыми компаниями, правоохранительными органами и самими юристами. Теоретически, данные, полученные датчиками, регистрировавшими состояние автомобиля в момент столкновения, безмолвно и беспристрастно свидетельствуют о происшествии.

С одной стороны они могут доказать невиновность пользователя, а с другой – выявить его халатность из-за расхождения показаний с действительностью.

Угон и взлом «подключенных» автомобилей

Регистраторы событий и сервисы оповещения eCall не единственные проявления Интернета вещей для транспортных средств, особенно, если речь заходит об интеграции со смартфонами. Согласно техническому докладу, представленному группой сотовых операторов –  ассоциацией GSM, для интеграции сотовой связи ожидаются значительные рост и перспективы в ближайшем будущем. В разделе, озаглавленном как «Удобство» упоминается ряд функций автомобиля, к которым можно будет получить доступ через смартфон. Удаленно разблокировать двери автомобиля или установить его местонахождение (в приложении подобном «найти мой iPhone» от Apple) – это, конечно, здорово и прекрасно, но появляется зависимость от самого смартфона. Если владелец не установил пароль на свой телефон, или его пароль слишком прост – то не составит огромного труда незаметно забрать его, разблокировать двери автомобиля и забрать все ценное даже без ключа. А если машины нет поблизости, то приложение в телефоне приведет вора прямо к ней.

Если  самое уязвимое звено в этой цепочке, смартфон, не защищен с самого начала, или не отключены подобные функции – то на кону стоит гораздо больше, чем конфиденциальность пользователя.
Перевешивают ли преимущества «подключенных» автомобилей риски?

Польза зачастую перевешивает трудности, подобные описанным выше. В том же самом докладе говорится, что сотовые технологии позволят владельцам воспользоваться SVT – системой отслеживания угнанных транспортных средств. Она позволит определить владельцу местонахождения своего автомобиля в случае угона. Данная информация будет передана органом правопорядка, чтобы те нашли и возвратили автомобиль, по возможности схватив похитителя, прежде чем тот поймет, что обнаружен. Если владелец автомобиля примет необходимые меры для отказа от «удобных» функций или, еще лучше, позаботится о безопасности своего смартфона, то обратить против владельцев их же вложения злоумышленнику будет крайне затруднительно. Интернет вещей объединяет множество типов устройств, но одно из самых дорогих, автомобиль, можно защитить, одновременно получая преимущества, о которых нельзя было и мечтать десять лет назад.

Автор: Джереми Далкофф

Перевод - Павел Корнилов

Оригинал статьи - http://journalofthings.com/what-to-worry-about-when-our-cars-are-connected/

Национальная технологическая инициатива - Онлайн Курс от Дмитрия Пескова
Национальная технологическая инициатива - Онлайн Курс от Дмитрия Пескова