Цифровая трансформация экономики ЕАЭС

Представители IoT-Russia приняли участие в работе семинара «Цифровая трансформация экономики ЕАЭС» (Москва, 2015.06.01-02)

В современных условиях информационные технологии и  цифровая трансформация является драйвером технологических перемен и условием конкурентоспособности как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне стран и наднациональных объединений, приводя к перестройке всех экономических и производственных процессов, радикальному повышению производительности, повышению качества и снижению себестоимости товаров и услуг.

Месяц назад Европейская комиссия, зафиксировав отставание ЕС в цифровых технологиях и процессах цифровизации на пространстве ЕС, приняла стратегию перехода к Единому цифровому рынку для Европы.


Первоочередные мероприятия

В целях повышения конкурентоспособности экономик стран ЕАЭС необходимо форсировано преступить к цифровой трансформации экономики стран Союза, для этого промышленным и финансовым группам, органам государственной власти и институтам развития стран Союза, необходимо создавать цифровые активы, способствующие и стимулирующие взрывной рост экономики ЕАЭС. Организационной формой, обеспечивающей интеграционные и экономические процессы нового типа в мире, выступают кросс-отраслевые консорциумы, использующие перспективные технологии, открывающие доступ к многомиллиардным рынкам промышленного интернета и пространственных данных, таких как рынки цифровых брокеров в энергетике, ТЭК, сельском хозяйстве, торговле и фармацевтике.

Целью консорциумов будет управление политикой создания перспективных и адаптации международных стандартов и протоколов, отработки технологий и запуска глобальных пилотных проектов, как в кросс-отраслевом, так и в макрорегиональном измерениях. Консорциумы обеспечат условия для формирования «Глобального архитектурного офиса», «Службы заказчика» решающих задачи координации и выравнивания уровня – как на страновом уровне, так и на макрорегиональном,  обеспечат условия для формирования совета по кросс-проектному управлению интеллектуальной собственностью, обеспечат условия для фондирования, концентрации фондов институтов развития.
 
 В силу того, что системно масштаб отставания стран ЕАЭС от наиболее развитых регионов (в первую очередь США и стран Южной Азии) не осознается даже специалистами в сфере цифровых технологий, крайне важна организация повышения компетенций и образования в сфере цифровых технологий, в первую очередь для лиц, принимающих решения в сфере перехода к цифровой экономике.

1. Цифровые активы.

Цифровые активы нового типа формируются за счет создания и развития межрегиональных инфраструктур ЕАЭС, включая обеспечение свободного неконкурентного доступа к базовым пространственным данным, трехмерным «цифровым моделям местности», «цифровым информационным моделям активов и сооружений», а так же доступа к сетям связи и сервисным сетям промышленного интернета, инфраструктуре хранения и обработки данных, перспективным платежным инструментам – всё это создаст условия для возникновения новых рынков и бизнеса, основанного на монетизации предоставляемых данных.

Финансирование глобальных межгосударственных пилотных проектов может быть получено в рамках частно-государственного партнерства и из  Евразийского банка развития.
В перспективе необходимо подготовить Единую цифровую политику развития стран ЕАЭС, опирающуюся на единые сквозные процессы, стандарты оборудования, программного обеспечения, тарифов, услуг, доступа к сервисам и информации, безопасности.

2. Развитие Инфраструктуры Пространственных данных (ИПД).

Проектирование современных производств, управление развитием инфраструктур, комплексное развитие территорий, в т.ч. по отраслевым срезам, невозможно без использования ИПД . В большинстве развитых стран мира аналогичные механизмы уже существуют. Надо идти по пути создания страновых операторов ИПД, введения ИПД в правовую плоскость как в странах, так и в рамках ЕАЭС, а потом – «сшивать» ИПД стран на уровне союза с определением союзного органа управления для этого. И параллельно - инициировать с уровня союза проекты для регионов и стран.

По данным ГИС-Ассоциации , объем рынка сервисов на основе пространственных данных и ГИС в России составляет более 110 млрд. рублей в год. Основными потребителями пространственных данных являются рынки точного земледелия, с возможностью решения государственных задач продовольственной безопасности, плодородия почв, экологической безопасности, создания розничных продуктовых и товарных бирж, при решении задач потребительского сектора, рынки логистики товаров и мультимодальных перевозок, рынки электроэнергетики, рынки нефтегазового сектора, рынки промышленных предприятия атомной отрасли.

Обеспечение свободного неконкурентного доступа к базовым пространственным данным является первоочередной государственной задачей, стимулирующей мировые экономические процессы. Архитектура должна быть открытой для национальных операторов и компаний, тогда в предоставлении услуг на основе ИПД будут участвовать конкурентные участники, поставляющие решения и сервисы, направленные на рост национальных экономик.

Выстраивание эффективной цепочки предоставления сервисов на основе пространственных данных возможно только при стимулировании потребителей пространственных продуктов на использование таких продуктов для повышения эффективности своей деятельности.

В рамках обслуживания и решения отраслевых и корпоративных задач целесообразно использовать конкурентный рынок, когда действующие провайдеры пространственных продуктов смогут использовать преимущества накопленных данных, практик и компетенций. Операторы регионального и отраслевого уровня смогут актуализировать пространственные данные в соответствии с требованиями заказчиков.

В области пространственных данных, ОАО «Ростелеком» предлагает создать направление в промышленном консорциуме России и стран ЕАЭС.

Пример применения ИПД  в области решения архитектурных задач и задач территориального планирования и землепользования:

Градоначальникам предлагаются «Цифровые модели местности» их агломераций (пример, Новосибирска, Москвы и Московской области). Базисная 3D Цифровая модель местности предоставляется бесплатно. Она позволяет ориентироваться при решении архитектурных задач и задач территориального планирования и землепользования и далее заказывать у ОАО «Ростелеком» на платной основе более подробные датасеты. Это позволяет предлагать различные сервисы потребителям и городским службам, управлять динамикой территориального развития на основе ГИС, планировать, оптимизировать расходы и доходы, выявлять нарушения и иметь реальную картину состояния областей и городов.

3. Развитие электронной торговли.
В условиях ЕАЭС, как пространства экономической интеграции, электронная торговля  является необходимым и ключевым условием цифровой трансформации его экономики.
ЕАЭС обладает развитой индустрией разработки прикладных программных систем и продуктов и относительно развитым цифровым бизнесом. При стимулировании и поддержке они, на основе имеющихся решений и компетенций, могут создать собственную качественную и конкурентоспособную цифровую инфраструктуру электронной торговли. Но сейчас нет «организационной рамки» для сборки этой «мозаики».

Решая задачу создания собственной цифровой инфраструктуры, ЕАЭС может взаимовыгодно использовать фактор наличия у ЕС организационного механизма и планов по преодолению собственного отставания  в цифровой сфере в целом и в электронной торговле в частности; также можно попытаться использовать фактор намерений, а впоследствии и фактор практического строительства («сборки»)  нового великого шелкового пути, цифровая инфраструктура которого в существенной степени будет совпадать с цифровой инфраструктурой электронной торговли.

Для развития электронной торговли приоритетными являются следующие шаги:

-    Признать необходимым и поддержать формирование (сборку) цифровой инфраструктуры электронной торговли ЕАЭС, основанной на одной или нескольких цифровых платформах, с использование элементов уже разработанных резидентами (бизнесом) ЕАЭС и ориентацией на лучшие мировые стандарты и технологии.

-    Для этой цели инициировать формирование и содействовать развитию  полнофункционального бизнес-консорциума. Консорциум должен обеспечивать: полные циклы торговых сделок различных категорий; решение всех задач, направленных как на развитие цифровой инфраструктуры электронной торговли, так и на ее продвижение в ЕАЭС и за его пределами, фокусироваться на глобальных трендах трансформации моделей бизнеса, например, ведения бизнеса по модели «продукт как услуга».

-    Интересы консорциума, субъектов электронной торговли и цифрового бизнеса (а также интересы бизнеса в целом по вопросам цифровой трансформации) должны быть представлены должным образом. Возможно создание на базе делового совета ЕЭАС, профильной комиссии, которую бы возглавил «омбудсмен по цифровой трансформации», одной из ключевых задач которого будет обеспечение диалога государств и бизнеса на наднациональном уровне.

-    Принять в качестве стратегических для развития электронной торговли следующие задачи:
1.    Организация повышения компетенций и образования в сфере цифровых технологий, в первую очередь для лиц, принимающих решения в сфере перехода к цифровой экономике.
2.    Создание на пространстве ЕАЭС единого налогового электронного счета фактуры (Cross-Industry Invoice).
3.    Решение для стран-участниц ЕАЭС проблемы пересечения внутренних и внешних границ,  в первую очередь через развитие, унификацию и упрощение электронных таможенных и смежных процедур и физического перемещения границ (E-Customs, E-Logistic).
4.    Гармонизация в странах-участницах ЕАЭС законодательства по защите прав потребителей в рамках электронной торговли, а также норм и процедур их обеспечивающих.
5.    Обеспечение на территории ЕАЭС максимального доступа бизнеса к данным (форматы OpenData,PublicData).
6.    Выравнивание конкурентных условий для субъектов электронной торговли в государствах-участниках.
7.    Решение вопросов использования имеющихся сервисов электронной торговли (Алибаба, Apple, Google), в том числе решение вопросов с оформлением выручки/расходов в правовом поле стран-участниц, которые бизнес несет или получает через современные сервисы, дополнение этой возможности сервисами, которые будут снимать всю нагрузку по оформлению с бизнеса и населения.

4. Создание сетей связи и сервисных сетей промышленного интернета (интернет вещей).

В области промышленного интернета, в качестве первого шага, ОАО «Ростелеком» предлагает создать направление в промышленном консорциуме, в который были бы приглашены ОАО «Камаз» и ОАО «Российские железные дороги», ГК Автодор, другие российские и союзные компании. Предлагается использовать технологии промышленного интернета, электронных меток и ГЛОНАСС. Данное решение создаст условия для формирования частных сетевых операторов при решении задач телеуправления производствами, удаленного мониторинга и прогнозирования, АСУТП/SCADA, поддержки и размещения российских производственных заказов за пределами ЕАЭС, но и обеспечивать дистанционно качественные характеристики выпускаемой продукции и системную надежность критических инфраструктур стран партнеров.  Емкость рынков в области управления критическими инфраструктурами в области электрогенерации России 424 - 457 млрд. рублей в год (прогноз IDC на 2017 год). Это так же снизит эксплуатационные затраты, повысит безопасность, сбережет ресурс механизмов, оптимизирует бизнес процесс эксплуатации.

5. Развитие социального интернета в рамках построения трансграничного пространства доверия на основе Договора о создании ЕАЭС.
Необходимо радикально упростить взаимодействие бизнеса и населения с государственными органами, что приведет к радикальному сокращению времени предоставления услуг и усилий, которые затрачиваются на их получение.

В этом направлении есть две группы проблем, совместное решение которых государствами и бизнесом может привести к синергетическому эффекту и позволит перейти к практической реализации одного из аспектов цифровой трансформации – предоставлению массовых юридически значимых сервисов неограниченному кругу лиц (физических, юридических и уполномоченных), находящихся в различных юрисдикциях.

Только объединение предпринимательской инициативы и регуляторных возможностей государств, прежде всего в области международного права, может сформировать новые рынки предоставления массовых доверенных сервисов

Поскольку электронный документооборот в рамках построения национальных электронных правительств представляет собой частный случай его трансграничного аналога, то решение этой группы проблем в рамках ЕАЭС и других международных форматах придаст дополнительный импульс для модификации национальных программ по построению информационного общества в направлении интероперабельности национальных и интеграционных систем, что является безусловным приоритетом в рамках региональной интеграции на постсоветском пространстве при сокращении консолидированных бюджетных затрат всех уровней за счет унифицированных решений и комплексной институциональной поддержки.
Кроме того, институциональное укрепление технологических компонент трансграничного пространства доверия позволит решить задачу обеспечения цифрового суверенитета в сети Интернет, что является чрезвычайно актуальным в условиях современной международной обстановки.
Предлагается сделать следующие шаги:

1. Сформулировать задачу по стандартизации вопросов построения трансграничного пространства доверия в рамках Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) Содружества Независимых Государств (СНГ), который является межправительственным органом СНГ по формированию и проведению согласованной политики по стандартизации, метрологии и сертификации.

2. Предоставить доступ к данным и государственным сервисам заинтересованным предпринимателям, которые бы смогли использовать эти данные для того, чтобы самостоятельно оказывать услуги населению и бизнесу. При этом предприниматели могут применять лучшие мировые практики для реализации таких проектов.

3. Создать ГЧП по двум типам проектов:
-    Информационные брокеры - компании, которые будут агрегировать открытые данные, перерабатывать эти данные в нужные форматы, обогащать и т.д. так, чтобы их могли использовать другие организации, например банки, платежные системы, логистические компании, торговые компании. И предоставлять какую-то часть данных бесплатно, а на какой-то части данных зарабатывать, возвращая часть дохода государствам, часть средств инвестируя в развитие инфраструктуры.
-    Евразийские сервисы. Необходимо поставить задачи евразийским ИТ компаниям, которые имеют опыт и возможность, разработать цифровые сервисы по обслуживанию населения и бизнеса. Дать возможность такого типа компаниям после разработки подобного сервиса зарабатывать на оказании услуг, при этом чтобы они были сами заинтересованы в поддержании и развитии.

4. Оказать поддержку в корректировке нормативных актов для упрощения процессов и процедур, связанных с оказанием услуг. В ходе реализации предпринимателями проектов будут появляться требования к изменениям, которые необходимо будет оперативно проводить. Как раз для этого уже наработаны механизмы ЕЭК.
Согласно мировой практике, бизнес является основным драйвером разработки и имплементации международных стандартов, что предполагает получение на рынке конкурентных преимуществ. Объединение его усилий с возможностями государств будет способствовать продвижению этого важного аспекта цифровой трансформации.


Национальная технологическая инициатива - Онлайн Курс от Дмитрия Пескова
Национальная технологическая инициатива - Онлайн Курс от Дмитрия Пескова