В Китае Интернет вещей стал общественным явлением

Возможно, в этом месяце китайская торговая интернет-площадка Alibaba у всех на слуху благодаря нашумевшему первичному размещению акций, но в ней и других крупных китайских интернет-проектах Baidu, Sina Weibo и Tencent стремятся выйти за рамки электронной торговли и социальных сетей к Интернету вещей.

Из диалога с китайскими компаниями, работающими в сфере Интернета вещей, вырисовывается четкая картина. Китай приспосабливается к Интернету вещей так же, как в свое время к мобильной связи – стремительный рывок в развитии производственно-технической базы и невиданный для США рост пользовательской аудитории.

Дейв Фридман, генеральный директор компании Ayla, предоставляющей облачные сервисы для Интернета вещей, рассказал о том, что его компания инвестировала в китайский рынок Интернета вещей в ожидании того, что его доходы к 2015 году превысят доходы всего остального мира. «Да, в этом году в Китае только объявили о внедрении Интернета вещей, но в 2015 или 2016 году здесь будет множество соответствующих сервисов», - добавил Фридман.

Недавно Ayla получила лицензию на работу в Китае в качестве контент-провайдера, что позволит ей напрямую сотрудничать с китайскими бизнесменами. Это ключевая точка в планах развития компании Ayla. В ближайшие месяцы Фридман предполагает наем 15 новых сотрудников для продвижения на китайском рынке. На его взгляд, потенциал Интернета вещей применим как к внутреннему китайскому рынку, так и к экспорту «подключенных» устройств.

Для китайского пользователя важны признанные интернет-площадки. «Центром притяжения стали социальные сети. Они являются каналом сбыта, и крупные производители договариваются с социальными сетями о возможности взаимодействия», – рассказывает Фридман. В то время как социальные сети с их более чем миллиардом пользователей являются каналом продаж китайским потребителям, для компании Ayla значительную роль играют и предприятия, главным образом, в области энергоэффективности. Серверные приложения от Ayla используются в качестве систем управления зданием – китайцы исследуют различные бизнес-модели для обработки собираемых устройствами данных.


Китайские производители обратили внимание на приобретение стартапа Nest компанией Google за 3,2 миллиарда долларов, что вдохновило их задуматься не только о внутреннем рынке, но и об экспорте «подключенных» устройств.

«Именно так работает китайская бизнес-модель, – рассказывает Филипп Чан, вице-президент китайского подразделения Ayla. – Они исследуют интернет-пространство, а затем адаптируют его под свои внутренние нужды и даже улучшают его. Аналогом Yahoo является сайт Sina, а Baidu заменяет Google. После покупки компаний Nest и Dropcam интерес к Интернету вещей вспыхнул с новой силой, и теперь каждый хочет стать экспертом в данной области».

Действует не только Ayla. В китайский рынок инвестирует и компания Cisco. Чи Вен (Chee We Ng), профессиональный инвестор Cisco из Шанхая, поясняет, что эти инвестиции обусловлены не какой-то выверенной стратегией, а в большей степени перспективами и общим направлением дальнейшего развития.

«Люди не знают, что может “выстрелить” следующим. Они просто не хотят остаться позади, когда это произойдет. В Америке компании, особенно крупные, сначала проводят тщательный анализ рынка, чтобы разобраться, как Интернет вещей может повлиять на их бизнес, но в Китае этому придают значительно меньше значения», – рассказывает он.    


А это ведет к тому, что в Китае инновационные бизнес-модели в данной области могут возникнуть быстрее, чем в США. В отношении региональных особенностей, Чи и Филипп оба отметили, что датчики качества воздуха и очистители пользуются в Китае таким значительным спросом, поскольку люди не доверяют правительственным данным.

В стремлении сократить высокие издержки энергопотребления и уровень загрязнения, в Китае большое внимание уделяется энергосбережению. Складывается ситуация, что в этой области возможно все – от выпуска компанией Baidu, известной своей поисковой системой, «умных» палочек для еды, которые способны обнаруживать вредные вещества в пище, до сервиса от Weibo, позволяющего пользователям включать кондиционер воздуха через свой микроблог.

Автор: Стейси Хиггинботэм


Оригинал - https://gigaom.com/2014/09/30/in-china-the-internet-of-things-is-a-social-phenomenon/
Перевод: Павел Корнилов